Закон о торговле: последние изменения и основные положения

Возврат товаров в розничной торговле

По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить с недостатками. В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров требования потребителя об их замене на товары аналогичной марки (модели, артикула), а также о замене на такие же товары другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков.

№1. При приеме товара вы обнаружили брак или несоответствие

В таком случае вы не принимаете у поставщика некачественный товар.

Речь о знакомой многим ситуации, когда, например, владельцу продуктового магазина привезли просроченное молоко. Он имеет право не принимать позиции, которые не соответствуют нормам качества.

Какие были внесены изменения?

Последние поправки в ФЗ 164 были внесены 15 июля 2015 года. В ходе последних изменений была дополнена следующая статья:

Статья 6

Ст 6 была дополнена одним подпунктом. В нем идет речь о передаче полномочий федеральными органами исполнительным для проведения контроля за внешнеторговой деятельностью страны.

Ниже перечислен список статей, в которые не были внесены изменения, но они важны для рассмотрения:

Статья 4

В ст 4 перечислены основные принципы государственного регулирования деятельности в сфере внешней торговли:

  • защита интересов и прав участников процесса, а также защита законных прав государственных производителей и потребителей;
  • равенство контрагентов во внешнеторговой деятельности;
  • отсутствие дискриминации;
  • законность;
  • взаимность с другими странами/государствами;
  • контроль за исполнением долговых обязательств, возникающих в процессе заключения договоров с иностранными партнерами;
  • прозрачность в принятии мер регулирования внешнеторговых сделок;
  • обоснованность и беспристрастность в применении принятых методов контроля;
  • недопущение применений незаконных действий в отношении торговых контрагентов и запрет на необоснованное вмешательство в их деятельность;
  • обеспечение обороны и безопасности страны;
  • предоставление гражданам прав на обжалование действий уполномоченных органов в судебных инстанциях;
  • единство системы контроля;
  • применение единой системы регулирования по всей территории РФ.

Статья 5

В ст 5 раскрывается понятие торговой политики РФ и описывается ее основная цель, которая заключается в организации необходимых условий для:

  • экспортеров;
  • импортеров;
  • производителей;
  • потребителей товаров и услуг в РФ.

Во втором пункте 5 ст указывается, что торговая политика РФ базируется на:

  • принципах и нормах международного права;
  • обязательствах, которые возникают на основании заключенных международных договоров.

Исполнение обязательств по торговой деятельности осуществляется на основании принятых мер регулирования.

ФЗ о торговле в новой редакции 2018 года тут:

Статья 6

В ст 6 ФЗ 164 перечислены полномочия федеральных органов гос власти в области внешнеторговой деятельности:

  • разработка стратегий и концепций развития внешнеторговых отношений;
  • формирование принципов торговли;
  • защита интересов и суверенитета лиц РФ;
  • регулирование:
    • внешнеторговой деятельности;
    • качества поставляемых товаров и услуг;
    • тарифных и не тарифных действий.
  • внедрение обязательных требований по безопасности:
    • жизни и интересов граждан РФ;
    • имущества физ и юридических лиц;
    • государственного и муниципального состояния;
    • окружающей среды;
    • животного и водного мира при транспортировке их на территорию России.
  • определение порядка ввоза на территорию страны следующих категорий товаров:
    • ядерные;
    • отравляющие;
    • взрывчатые;
    • опасные отходы;
    • сильнодействующие и наркотические препараты;
    • психотропные вещества;
    • биологически активные материалы;
    • генетические данные.
  • определение категорий товаров, которые могут быть вывезены за пределы страны;
  • контроль и реализация проектов в области космической деятельности;
  • установление показателей статистических данных;
  • подписание договоров с международными контрагентами;
  • участие в реализации решений, которые принимают экономические организации;
  • создание страховых фондов;
  • обеспечение информацией контрагентов внешнеторговой деятельности.

Статья 12

В ст 12 Федерального закона №164 раскрываются методы регулирования осуществления внешнеторговой деятельности. Контроль происходит за счет:

  • таможенных и тарифных регулирований;
  • нетарифного контроля;
  • наложения запретов и ограничений на продажу товаров интеллектуальной собственности;
  • мер экономического и административного характера.

Согласно положениям закона иные методы регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются.

Скачать ФЗ 164 в последней редакции

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» основывается на Конституции РФ и на принципах международного права. Участниками внешнеторговой деятельности являются:

  • российские предприниматели и граждане, которым по закону разрешено заниматься такого рода деятельностью;
  • международные контрагенты.

Случаи-исключения

Запрет на навязывание контрагенту условия о возврате непроданных товаров не распространяется на те случаи, когда возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством РФ.

Термин «законодательство» раскрывается в теории права в широком и узком смыслах. В узком смысле законодательство — это совокупность нормативно-правовых актов (НПА) Федерального Собрания РФ, в широком — совокупность всех НПА, действующих в государстве. НПА — официальный письменный документ, в строго определенной форме принятый уполномоченным лицом и содержащий нормативное предписание, адресованное неопределенному кругу лиц.

Основные положения законопроекта об электронной торговле

Проект федерального закона № 11081-1 “Об электронной торговле” был внесён на рассмотрение Государственной Думой Российской Федерации 3 октября 2000 года, однако до настоящего времени не принят.

Цель настоящего закона заключается в установлении правовой базы для осуществления электронной торговли. Он закрепляет права и обязанности виртуальных предпринимателей, определяет порядок заключения сделок на основе цифровой документации, подписанной аналоговыми видами подписи, а также установления правового статуса данных документов, для признания их в качестве доказательств во время судебных процессов.

Вам будет интересно: ФЗ о торговле в новой редакции. Подробности тут:

Законодательство состоит из 23 статей и 6 глав следующего содержания:

  • Глава 1 описывает общие положения законопроекта, устанавливает его цели,участников, регулируемых им отношений и принципы осуществления их деятельности;
  • Глава 2 предусматривает порядок установления правового статуса электронных документов;
  • Глава 3 определяет полномочия информационных посредников и особенности, предоставляемых ими услуг;
  • Глава 4 устанавливает правовой статус лиц, которые осуществляют электронную торговлю, а также требования к их деятельности;
  • Глава 5 предусматривает порядок заключения договоров в сфере цифровой торговли;
  • Глава 6 содержит заключительные положения о вступлении законопроекта в силу.

Электронная торговля осуществляется на основе следующих принципов:

  • равенство всех участников;
  • свобода заключения договоров;
  • беспрепятственная реализация деятельности по предпринимательству;
  • товары, услуги и финансы перемещаются без препятствий;
  • гарантированная защита прав предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере цифровой торговли, включая в судебные инстанции.

Участниками электронной торговли являются физические и юридические лица, однако на ряду с ними в отношениях, которые регулируются настоящим законодательством, могут участвовать Российская Федерация, её субъекты, а также отдельные муниципии.

Стороны, участвующие в цифровых торговых отношениях, могут приобретать и реализовывать права в своём интересе. Установление прав и обязанностей должно происходить на договорной основе и не имеет ограничений, кроме правомерности и соответствия законам Российской Федерации.

При заключении виртуальной торговой сделки сделки достаточно заключить соответствующий договор. Стороны соглашения обмениваются экземплярами документов и подписывают их электронными цифровыми подписями. ЭЦП является аналогом собственноручной подписи в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, соответственно сделки, утверждённые данным способом являются действительными.

Однако сделки, которые требуют нотариального удостоверения или должны быть подвергнуты государственной регистрации, не могут быть осуществлены с помощью обмена электронными документами с соответствующей ЭЦП. Подобные соглашения должны быть оформлены в письменном бумажном варианте в соответствии с требованиями законов РФ, в противном случае они являются недействительными.

Согласно положениям статьи 10 настоящего законодательства электронные документы, удостоверенные ЭЦП, могут предоставляться судебным инстанциям в качестве письменных доказательств. При рассмотрении данных актов, учитывается способ их хранения, передачи и меры по обеспечению их подлинности.

Документы, оформленные в цифровом варианте и подкреплённые ЭЦП хранятся только в оригинале и должны быть защищены от копирования, потому что наличие их цифровый копий является недопустимым. При необходимости дублирования, цифровая версия документа может быть распечатана в бумажном виде и подписана собственноручно уполномоченным лицом.

Какие были внесены изменения?

Последняя редакция законодательства об электронной торговле состоялась 6 июня 2001 года, в ходе которой текст был подвергнут исправлению графических опечаток, после чего Государственной Думой было подписано постановление о принятии настоящего закона в первом чтении.

Однако 23 апреля 2004 года Государственная дума утвердила постановление, которым отклонила рассмотрение законопроекта № 11081-1.

Меры, направленные на развитие торговой деятельности согласно Закону N 381-ФЗ

--------------------------------------------------------------------------¬¦  Меры развития торговой деятельности согласно новому Закону о торговле  ¦L-T------------------------------------------------------------------------  ¦   --------------------------------------------------------------------¬  ¦   ¦Органы местного самоуправления предусматривают строительство,      ¦  ¦   ¦размещение  торговых объектов в документах территориального        ¦  +---+планирования, правилах землепользования и застройки, а также       ¦  ¦   ¦разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых¦  ¦   ¦объектов                                                           ¦  ¦   L--------------------------------------------------------------------  ¦   --------------------------------------------------------------------¬  ¦   ¦Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления¦  +---+могут разрабатывать соответственно региональные и муниципальные    ¦  ¦   ¦программы развития торговли                                        ¦  ¦   L--------------------------------------------------------------------  ¦   --------------------------------------------------------------------¬  ¦   ¦Могут быть утверждены нормативы минимальной обеспеченности         ¦  ¦   ¦населения площадью торговых объектов, введение которых не является ¦  L---+основанием для пересмотра размещения стационарных, нестационарных  ¦      ¦торговых объектов, строительство или реконструкция которых начаты  ¦      ¦либо завершены до их утверждения                                   ¦      L--------------------------------------------------------------------

Рис. 5

Рассматриваемый Закон вступил в силу 1 февраля 2010 г. Условия договоров поставки продовольственных товаров, заключенных до указанного момента, должны быть приведены в соответствие с его требованиями в течение 180 дней со дня вступления в силу рассматриваемого Закона.

К серьезным недоработкам Закона относится норма о том, что размещение нестационарных объектов торговли передано полностью на уровень муниципалитетов, а переходный период для объектов, уже занимающих определенные места, не предусмотрен.

Также необходимо дальнейшее совершенствование положений Закона, касающихся организации и проведения ярмарок. Органы местного самоуправления, за редким исключением, крайне неохотно занимаются проведением ярмарок, несмотря на то, что ярмарка — это, с одной стороны, поддержка собственного производителя, с другой — социальная поддержка населения, получающего возможность приобрести продукцию области или муниципалитета без посредников.

Кроме того, Закон регулирует срок оплаты только продовольственных товаров, а непродовольственные товары остались вне зоны регулирования. Также Закон не предусматривает никаких льгот или преференций для развития малого и среднего предпринимательства в торговой сфере.

Серьезной проблемой является мониторинг правоприменения Закона. В течение переходного периода (180 дней для приведения своей деятельности в соответствие с требованиями Закона) торговые сети не будут спешить с применением норм нового законодательства. В связи с этим возможное ущемление прав и интересов малого и среднего бизнеса потребует самого пристального внимания как со стороны общественных институтов, так и органов власти.

С.А.Алимов

Социально значимые продовольственные товары

Данное положение Закона является очень проблемным моментом, так как получается, что в течение года Закон позволяет повышать цены на такие товары первой необходимости на 90% каждые три месяца, а за год почти на 400%. Такая ситуация вряд ли произойдет, так как действуют законы рынка, спроса и предложения и покупательной способности населения. Но увеличение цены даже на 10% в месяц может поднять цену товара на очень большую сумму.

Также в Законе не сказано, что это увеличение цены будет накопительным, следовательно, увеличение цены товара может происходить в прогрессии, что к концу года обернется ростом цены почти на 3000%. При таком росте цен потребители товара вряд ли выиграют.

Также в Законе нет максимальной величины торговой наценки. Законодатели объясняют это тем, что было принято более действенное решение о регулировании сроков оплаты поставленного товара.

Это две взаимосвязанные экономические величины — торговая наценка и сроки оплаты товара. Таким образом, жестко регулируются сроки по скоропортящимся товарам и товарам, имеющим социальное и экономическое значение. Следовательно, хозяйствующие субъекты будут руководствоваться в первую очередь данной нормой предлагаемого законопроекта.

Как оформить возврат просроченного товара поставщику

Чтобы ликвидировать просроченную продукцию и провести правильный учет их стоимости в затратах Вам не потребуется дополнительная экспертиза. Роспотребнадзор и Минфин с этим соглашаются (Письма Роспотребнадзора от 17 августа 2006г. за номером № 0100/8881-06-32; Минфина от 06 ноября 2012г. за номером № 03-03-06/1/573).

Как вернуть товар надлежащего качества?

Если товар отвечает всем описанным требованиям, не входит в Перечень и с момента его покупки НЕ прошло 14 каледарных дней, то покупатель должен сообщить о своем намерении продавцу. Напоминаем, что возврат средств (то есть, полная отмена сделки) возможен только в том случае, если у продавца в наличии нет аналогичного товара, а покупатель не заинтересован в получении какой-либо другой продукции. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара. Как правило, для возврата Вам необходимо будет заполнить соответствующее Заявление на возврат, прдъявить паспорт и чек. После этого у Вас заберут вещь, и вернут Вам деньги.

Когда аналогичного товара нет, но его поступление планируется в ближайшие дни, стороны могут договориться об обмене, сразу после поступления соответствующей товарной единицы. В этих целях не рекомендуется договариваться устно, так как ожидание поступления может затянуться на неопределенный срок. При отсутствии аналогичного товара, и при исключении его ближайшего поступления в продажу, деньги за ранее произведенную покупку должны быть возвращены в течение 3 дней (п. 26 Правил N 55).

Выездная торговля

Выездная торговля — деятельность, строго регламентируемая настоящим нормативным актом. В первую очередь, передвижное сооружение, на котором располагается товар, не должно препятствовать автомобильному движению и представлять опасность для здоровья и жизней покупателей.

У продавца-реализатора должен быть в наличии сертификат соответствия или декларация, позволяющая ему заниматься торговой деятельностью. В большинстве случаев вся необходимая документация предоставляется реализатору поставщиком товаров или хозяином передвижной лавки.

Передвижное сооружение должно соответствовать техническим и санитарным нормам. В случае нарушений, лицо, осуществляемое деятельность в рассматриваемой сфере, будет призвано к ответственности в соответствии с положениями действительного закона.

Обзор документа

Власти запретили ритейлерам возвращать производителям нереализованные в срок продовольственные товары. В договоре нельзя будет прописывать условия о возврате поставщику продуктов сроком годности до 30 дней, о замене их на новые или о возмещении их стоимости. Торговым сетям также запрещено требовать от поставщиков возмещения расходов по утилизации или уничтожению непроданных продуктов.

Исключения из указанных случаев могут быть установлены в законе.

Договоры поставки нужно привести в соответствие с новым законом в течение 180 дней со дня вступления его в силу.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Статья 25. право потребителя на обмен товара надлежащего качества

А значит, в данном случае можно говорить о возможности добровольного, а не навязанного условия о возврате (если, конечно, компания-поставщик не представит документально подтвержденное доказательство обратного). На 2018 год добровольное включение сторонами договора поставки условий о возврате товаров не является нарушением Закона № 381-ФЗ. И если отсутствует факт навязывания поставщику условий о возврате товаров, не проданных по истечении определённого срока, при этом возврат таких товаров не предусмотрен законодательством, отношения между сторонами договора поставки регулирует гражданское законодательством.

Некоторые крупные игроки работают совсем без возвратов и по другой продукции: так поступает сеть гипермаркетов «Глобус», говорит ее представитель.

Они безнадежно устарели и выполнить всю процедуру приемки по качеству, указанную в них, физически невозможно (участие представителей профсоюзов и т.д.), что ставит затем под угрозу перспективу выигрыша дела в суде со стороны покупателя. В связи с этим рекомендуем использовать выборочно отдельные положения этих документов или, что еще лучше, регламентировать порядок приемки в самом договоре или отдельном приложении к нему. В-третьих, необходимо создать доказательственную базу, подтверждающую наличиt дефектов в товаре.

Какие доказательства нужно иметь, чтобы вернуть деньги?

Помните, поставщик может отказаться от выполнения условий претензии, даже если действительно доставил вам бракованный товар.

Поэтому заранее подготовьте как можно больше доказательств:

  1. Сделайте фотографии.
  2. Снимите видео.
  3. Вызовите нотариуса, который официально зафиксирует факт получения бракованного товара.
  4. Обратитесь в торгово-промышленную палату.
  5. Также можно провести экспертизу в выбранной организации.

Доказательства помогут вам защитить свои интересы в арбитражном суде.

Обязательно отправьте поставщику письмо с описью вложения и обратным уведомлением по почте. Также вы можете отправить такое письмо с курьером с отметкой о доставке или нарочным сообщением с отметкой о вручении. Если юридический и фактический адреса отличаются, отправляйте на оба.

Основные понятия

В перечень основной терминологии, используемой в настоящем Федеральном законе о торговле входят следующие понятия:

  • Торговая деятельность (торговля) — вид деятельности, заключающейся в покупкой и реализацией товаров;
  • Оптовая торговля — скупка или продажа товаров большими партиями;
  • Розничная торговля — продажа или приобретение товаров в единично экземпляре или небольшими партиями для личных целей;
  • Торговый объект — место, предназначенное для демонстрации и реализации продаваемой продукции;
  • Стационарный торговый объект — ТО, располагающийся в здании;
  • Нестационарный торговый объект — мобильный или передвижной ТО;
  • Торговая сеть — комплекс из двух и более ТО, принадлежащих определённому субъекту или субъектам, согласно положениям Федерального закона «О защите конкуренции»;
  • Продовольственные товары — съестные продукты, алкоголь и напитки;
  • Услуги по продвижению товаров — услуги в сфере рекламы с целью продвижения в условиях рынка той или иной продукции.

Полный перечень используемой в ФЗ-381 терминологии предоставляется в ст. 2 настоящего Федерального закона.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий