Внешнее управление как процедура банкротства и ее особенности

Результативность процедуры

Процедура внешнего управления не всегда дарит желаемый результат. В большинстве случаев её неэффективность обусловлена низким уровнем профессионализма внешнего управляющего, который с использованием законных методов должен решить проблему предприятия.

Конечно, неграмотный управляющий нанесет не только экономический вред субъектам хозяйствования, но и может дискредитировать институт банкротства, который в России только начинает развиваться.

На эффективность проводимой процедуры могут повлиять внешние факторы:

  • Прямые: корректировки законодательной базы, конкуренция между предпринимателями, сложившиеся взаимоотношения с партнерами, налоговую систему;
  • Косвенные: политические условия, события на международной арене, экономическое неустойчивое состояние страны, стихийные бедствия.

Также процедура может показать свою неэффективность вследствие того, что на момент введения внешнего управления кредиторы могут поставить цель – разорить организацию должника для получения контроля над его финансами, приобрести отдельные объекты комплекса или заполучить имущество банкрота.

Когда вводится внешнее управление

Несмотря на обстоятельства каждого случая, в целом внешнее управление как одна из процедур банкротства актуально, если:

  • Восстановить нормальную деятельность реально в установленные судом сроки;
  • Кредиторами решено ходатайствовать об этом;
  • Выявлены весомые основания после подачи иска до закрытия дела судом.

Используется процедура только в том случае, когда суду представлены весомые основания того, что юридическое лицо реально может восстановить платёжеспособность, то есть вернуться к нормальной прибыльной деятельности и полностью удовлетворить требования всех кредиторов.

Последствия введения внешнего управления

По результатам процедуры арбитраж выносит одно из следующих решений:

  • закрытие дела о банкротстве;
  • мировое соглашение;
  • продление процедуры;
  • отказ от утверждения отчета и назначение нового управляющего.

Решение суда зависит от того, удалось ли в результате реабилитационной процедуры добиться восстановления платежеспособности. Если указанная цель достигнута, то компания переходит к расчетам со всеми кредиторами и после чего дело о банкротстве прекращается. На этот этап отводится не более полугода. Предприятие может дальше спокойно вести свою деятельность.

В такой ситуации суд может решить, что результаты связаны с неудовлетворительной работой управляющего и назначить нового. Либо он даст ему еще один шанс и продлит сроки внешнего управления.

Если же судья посчитает, что финансовое положение так и не удастся восстановить, то открывается конкурсная процедура, которая ведет к ликвидации компании.

Последствия процедуры

Как только будет введено внешнее управление при процедуре банкротства, неизменно наступают такие последствия:

  1. Прекращение полномочий, снятие обязанностей с руководителя предприятия, управление всеми делами берет на себя внешний управляющий;
  2. Завершаются полномочия каждого органа управления, они передаются управляющему;
  3. Признаются недействительными меры, принятые до начала процедуры, связанные с выполнением запросов кредиторов;
  4. Аресты на имущество банкрота или другие ограничения, связанные с распоряжением этим имуществом, накладываются только при банкротстве;
  5. Принимается мораторий на удовлетворение запросов кредиторов по финансовым обязательствам и о выплате платежей, период исполнения которых наступил до начала внешнего управления.

Исключение составляют требования о взыскании долгов по зарплате, выплате вознаграждений или алиментов. Это предусмотрено ст. 95 ФЗ №127 от 2002 года «О несостоятельности».

Оздоровительные мероприятия: особенности проведения

Внешнее управление как процедура банкротства имеет особенности осуществления оздоровительных мероприятий:

  • Период уведомления руководителя организации о внедрении внешнего управления составляет 1 день.
  • О процедуре уведомляются учредители.
  • В 10-дневный период с момента запуска процедуры направляют заявку на публикацию этой информации.
  • Управляющий получает распоряжение по передаче ему всей документации.
  • Документы передаются в течение 3 дней после вступления в должность управляющего.
  • Собрание кредиторов первый раз назначается в течение 31 дня после начала процедуры.
  • Об оздоровительных мероприятиях информируется ФССП, ФНС, банки.
  • В органы контроля направляются соответствующие запросы.
  • Организуется общее собрание всех работников предприятия.
  • К работе организации привлекается бухгалтер и аудитор.
  • Организуется инвентаризация.
  • Производится анализ финансового положения предприятия.
  • Имущество третьих лиц возвращается им.
  • Составляется и рассматривается перечень требований кредиторов.
  • Организуется собрание кредиторов.
  • Составляется промежуточный и итоговый отчет и оглашается на собрании кредиторов.
  • В арбитражный суд предоставляют план.
  • Реализуются имущественные объекты.

Арбитражный управляющий в упрощенной процедуре банкротства юридического лица

На всех стадиях банкротства арбитражным управляющим является физическое лицо, которое напрямую влияет на эффективность всех мероприятий, связанных с ликвидацией организации.

К сведениюЭто профессионал со специальным образованием, получаемым по особым программам, утвержденным на федеральном уровне. Функции арбитражного управляющего выполняют только индивидуальные предприниматели, состоящие в СРО. Его назначает арбитражный суд для распоряжения и управления активами компании, признаваемой банкротом.Арбитражный управляющий — ключевая фигура , именно от него зависят все мероприятия, связанные с процедурой упрощенного банкротства фирмы. Это и взыскание дебиторской задолженности, и оспаривание ранее совершенных сделок, и санация, и представление интересов в судебной инстанции. Арбитражный управляющий занимается оценкой и поиском имущества, а также его реализацией.

Кроме этого, в его обязанности входят:

  • защита собственности организации от посягательств неправомерного характера других кредиторов вне рамок процедуры банкротства;
  • ведение реестра требований кредиторов, которые официально имеют право на получение части имущества должника;
  • анализ финансового положения компании;
  • организация общего собрания кредиторов, если в этом возникает необходимость;
  • контроль расходов, связанных с мероприятиями по банкротству;
  • выявление признаков банкротства, которые вступают в противоречие с действующем законодательством.

Более того, ФЗ № 127 «О банкротстве» предусматривает, что арбитражный управляющий вправе осуществлять и другие действия, если это нужно для проведения упрощенной процедуры банкротства.

Окончание внешнего управления

Как видно из структуры плана, объём работы огромный. По окончании введения внешнего управления при банкротстве, когда все запланированные мероприятия выполнены, наступает самый важный этап — расчёт с кредиторами. Начинается конкурсное производство. Если денежных средств всё ещё недостаточно для полного погашения долгов, продаётся часть имущества должника, деньги от реализации которого получают кредиторы.

Эти этапы, как и предыдущие шаги, включая наблюдение, экономическое оздоровление, управление, проводятся не только в соответствии с законом, но и с учётом специфики деятельности юридического лица. Отчёт направляется арбитражному суду в срок не позднее 14 дней без проведения собрания кредиторов. В отчёте указывается нынешний баланс должника, информация о движении денежных средств, сведения о прибыли, наличии свободных денег, данные об удовлетворении требований.

Отличие внешнего управления от финансового оздоровления

Внешнее управление и финансовое оздоровление – это реабилитационные процедуры, которые имеют много общего между собой. Так, они вводятся в отношении юрлиц и преследуют цель сохранения должника как рыночного субъекта. Обе процедуры предполагают льготные условия ведения деятельности для банкрота и вводятся по решению суда или первого кредиторского собрания.

Между тем, принципиальным отличием между двумя процедурами является такой аспект: кто именно будет организовывать финансово-экономическую реабилитацию должника. В случае с управлением это внешний профессиональный управляющий, тогда как при оздоровлении – сам менеджмент организации (хоть и с ограничениями в плане полномочий).

Отличаются эти процедуры и по методам. Финансовое оздоровление — это по сути рассрочка для погашения долгов под определенные гарантии, тогда как при управлении используется комплекс мероприятий по изменению стратегии ведения бизнеса юридического лица.

Как проводится внешнее управление

Выделяют несколько этапов в ходе процедуры финансового оздоровления:

  • Подача иска и назначение управляющего;
  • Составление плана действий;
  • Меры по реализации плана;
  • Погашение долгов юридического лица перед всеми кредиторами.

Нет чёткого перечня мер, которые будут предприниматься в ходе процедуры, они могут быть самыми разными. Но их цель одна — погасить долги и восстановить платёжеспособность потенциального банкрота. Так, в процессе внешнего управления и конкурсного производства управляющий может:

  • Закрыть убыточное производство;
  • Уволить сотрудников;
  • Продать часть собственности;
  • Открыть новые цеха для перепрофилирования;
  • Заняться переквалификацией работников;
  • Закупить новое оборудование, прочее.

Однако крупные расходы должны одобрить кредиторы на официальном собрании, поэтому управляющий должен привести весомые доводы для оправдания затрат, их окупаемости и большой прибыли в итоге.

Срок процедуры внешнего управления

Быстро выйти из ситуации, которая образовалась не за один день, невозможно, но закон всё же ограничивает время на исправление ошибок. Арбитражный суд назначает срок внешнего управления максимум 1,5 года. Банкрот вправе подать прошение на увеличение этого срока максимум на полгода, предоставив суду весомые основания. Это могут быть изменения, внесённые в план или, например, значимые результаты в ходе оздоровления компании. Однако общий срок процедуры по закону не должен превышать 2 года. Исключение составляют градообразующие предприятия (на которых работает большая часть населения города), фермерского хозяйства. Для них временные рамки могут расширить максимум до 2,5 года.

Предоставлено также право сокращения назначенного срока, если ходатайство подаёт управляющий или такое решение было принято на собрании кредиторов. Подобное решение принимается и вступает в силу незамедлительно.

Контроль за выполнением плана внешнего управления

Подтверждение функций, возложенных на внешнего управляющего, выполняется с помощью плана управления, разработать который необходимо в срок до 1 мес. со дня утверждения кандидатуры (п. 1 стат. 106 № 127-ФЗ). Документ должен соответствовать законодательным нормам, содержать срок восстановления состоятельности банкрота и обоснования для предпринимаемых мероприятий.

О ходе проводимых действий управляющий отчитывается собранию/комитету кредиторов. Отчет представляется по итогам руководства предприятием-должником по основаниям, предусмотренным в п. 1 стат. 117 № 127-ФЗ. Это, в первую очередь, оглашение результатов управления, полное погашение обязательств перед кредиторами, требования ряда лиц, а также другие основания для прекращения управления досрочно.

Срок внешнего управления

В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес. Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д. Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).

Также возможно и сокращение срока внешнего управления по ходатайству управляющего или собрания кредиторов (п. 3 стат. 93). Принятие такого решения должно быть исполнено немедленно. Временные рамки стадии управления могут быть расширены для градообразующих предприятий до 2,5 лет и фермерских хозяйств, к банкротству которых привели непоправимые стихийные бедствия.

Функции и задачи

Как только суд арбитража утверждает временного управленца, руководство организации передаёт ему свои полномочия. В начале деятельности управленец занимается разработкой решений для эффективного управления компанией, которые помогут вернуть её платёжеспособность.

На своей должности временный управляющий выполняет следующие функции:

  • ликвидация убыточных подразделений организации;
  • изменение направлений бизнеса;
  • продажа или передача в аренду части активов компании для получения дополнительного дохода;
  • открытие специальных банковских счетов, необходимых для проведения операций;
  • эмиссия ценных бумаг;
  • повышение профессионального уровня трудового коллектива;
  • взыскание дебиторской задолженности;
  • увеличение основного капитала компании;
  • ведение промежуточных отчётов.

В процессе внешнего управления принимается решение о рациональности внедрения стадии финансового оздоровления на предприятии.

В целом полномочия внешнего управляющего можно разделить на два этапа:

  1. Выявление причин, которые привели компанию к банкротству.
  2. Реализация мероприятий, направленных на восстановление платёжеспособности фирмы.
Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий