Пример характеристики на дошкольника и структура документа
Образование 19 января 2017
Пример характеристики на дошкольника для педагога, работающего с детьми данного возраста, важно иметь в арсенале по ряду причин. Во-первых, это облегчит процесс написания таких документов, во-вторых, поможет отследить динамику развития воспитанников детского сада и выстроить с ними правильный план работы
Что включает характеристика?
В пример характеристики на дошкольника важно включить обобщенные данные о ребенке, которые будут описывать его физическое и психологическое развитие, проявление личностных особенностей и педагогическое влияние, которое способствует самому полному их раскрытию. Образец можно составить по таким ключевым параметрам:
- общая анкетная информация и данные о семье;
- состояние здоровья;
- развитие психических функций и качеств;
- особенности усвоения педагогического влияния;
- рекомендации по работе с ребенком.
Педагогическая характеристика на дошкольника: образец структуры
Педагогическая часть характеристики состоит из важных сведений, которые нужно включить в свой образец. Пример характеристики на дошкольника в этом случае будет иметь такую структуру:
- усвоение ребенком программы;
- темп работы на занятиях и утомляемость;
- выраженность познавательного интереса;
- проявление инициативы;
- поведение с педагогами и детьми.
Психологические особенности ребенка
В пример характеристики на дошкольника можно включить опорные фразы и формулировки, которые в дальнейшем облегчат процесс работы над реальным документом:
- психологическая атмосфера и эмоциональный фон в семье: доброжелательная, конфликтная, тепло и забота, отстраненность, желание/нежелание проводить вместе время и общаться;
- психология игровой деятельности: выступает лидером в групповых играх, занимает пассивную позицию, любит играть один, понимает/не понимает правила игры, выбирает сюжетно-ролевые игры/предпочитает предметную деятельность, активен/пассивен;
- отношение к творческой деятельности: не проявляет заинтересованности, отдает предпочтение занятиям музыке/рисованию/конструированию;
- темперамент: уравновешен/неуравновешен эмоционально, подвижен/инертен;
- характер: уверен в себе/не уверен, на критику реагирует адекватно/неадекватно, общителен/замкнут;
- произвольность, переключаемость, устойчивость внимания, память развита достаточно/недостаточно;
- общая и мелкая моторика, речь развиты в соответствии с возрастом/слабо развиты.
Из таких общих сведений может быть составлена достаточно полная характеристика на дошкольника. Образец ее можно дополнить какими-то данными, которые относятся к особенностям конкретного дошкольного заведения (логопедический уклон, коррекционные группы и т. д.). Главное, чтобы пример был максимально приближен к реалиям того заведения, в котором он составлен.
Пример характеристики на дошкольника
Петрова Дарья Станиславовна, 2011 года рождения, посещает ДОУ “Солнышко” с 2014 года. На данный момент занимается в группе по подготовке к школе.
Процесс адаптации в детском саду прошел успешно. У девочки был выражен интерес к новому месту, она быстро нашла общий язык с детьми, полюбила педагогов.
Даша физически здорова, хорошо следует распорядку дня.
Воспитывается в полной благополучной семье в атмосфере доверия и доброжелательности. Любит проводить время с бабушкой, учится у мамы бытовым навыкам (умеет самостоятельно одеваться, расчесываться, умываться, чистить зубы), посещает с папой плавательный бассейн.
Общая осведомленность о себе и мире соответствует возрасту: Даша знает имена родственников, свой адрес, ориентируется в половых различиях, временах года и пространстве.
Даша имеет соответствующее возрасту развитие познавательных процессов, речи, мелкой моторики. Умеет читать, писать и считать до 100.
Даша уравновешена, спокойна, уверена в себе, неконфликтна. Умеет общаться со сверстниками, проявляет заботу, делится игрушками. Лучше реагирует на похвалу, чем на критику. Детский сад любит за возможность встречаться с детьми и занятия музыкой.
Как написать
Характеристика на дошкольника в органы опеки (образец можно посмотреть в сети Интернет) составляется коллективно, чтобы трезво оценить эмоциональное, физическое и душевное состояние несовершеннолетнего. В документе специалисты дошкольного учреждения должны отметить личные данные воспитанника, индивидуальные успехи и поражения малыша.
Указание личных данных
Воспитатель при написании бумаги должен указать индивидуальную информацию:
- Фамилия, имя, отчество воспитанника дошкольного заведения;
- Полный возраст (число, месяц и год рождения);
- Краткая информация о родителях или опекунах;
- Состав семьи;
- Оценка бытовых условий в семье ребенка;
- Манера поведения при переводе с одного образовательного учреждения в другое;
- Уровень привитых навыков к гигиене.
Реализация индивидуальности в познавательной деятельности
При составлении данного блока воспитатель обязан оценить:
- Уровень восприятия новой информации;
- Насколько несовершеннолетий ориентируется в пространстве;
- Специфику речевого аппарата, мышления и памяти.
Индивидуальные качества
В данном параграфе необходимо раскрыть трудовые способности, а именно — уровень владения канцелярским оборудованием.
Обратите внимание! Также стоит уделить внимание поделкам, созданным собственноручно воспитанником и отметить уровень самостоятельности малыша
Эмоциональная сфера
Данный блок раскрывает органам попечительства темперамент дитя, его взаимоотношения с одногодками, положительные и негативные стороны характера.
Главные правила по составлению характеристики
Методические рекомендации по составлению характеристики
Характеристика в детский сад дается впервые, поэтому важно максимально объективно описать необходимые качества ребенка. Не исключено, что далее на этот документ будут опираться школьные педагоги и другие специалисты, работающие с ребенком (дефектологи, психологи, социальные работники)
Для представления наиболее адекватной картины развития малыша следует учесть такие рекомендации:
- наблюдать за ребенком стоит в естественных условиях его жизни, например в игре;
- изучение стоит проводить в разных видах деятельности;
- не допускать собственных домыслов;
- узнать семью ребенка, определить людей, которые оказывают наибольшее влияние на развитие малыша (это необязательно могут быть родители);
- провести беседу с этими людьми, оценить семейную атмосферу;
- описать состояние здоровья малыша.
Методические рекомендации
Как написать характеристику на ребенка? Для этого понадобится ознакомиться с некоторыми методическими рекомендациями к составлению данного документа. Прежде всего, написание характеристики потребует предварительного всестороннего изучения малыша. Его проводят в естественной для ребенка среде воспитания и обучения
Кроме того, в процессе изучения малыша нужно обращать внимание не только на познавательную активность дошкольника и проявление свойств личности. Педагог должен стремиться к выявлению мотивов поведения и действий своего воспитанника, выясняя причины его либо высокого, либо низкого интеллектуального развития
Характеристика на ребенка в детском саду должна быть составлена на основе психологического наблюдения за различными видами его деятельности (бытовой, трудовой, учебной, художественной и т. д.) и поведением. Для того чтобы всесторонне познать ребенка, потребуются и другие методы. Это и проведение бесед, и анализ результатов детской деятельности (поделок, рисунков и т. д.), и другие способы, которые в каждой конкретной ситуации педагог посчитает уместными.
Характеристика на дошкольника должна быть обоснована. В нее необходимо включать факты поведения ребенка, его конкретные высказывания, поступки, действия. Все это возможно комплексно проанализировать только в процессе углубленного изучения вопроса.
Предварительный просмотр:
Xарактеристика на воспитанника
ГБОУ СОШ «ОЦ» Южный город» с.п. Детский сад «Лукоморье»
ФИО ребенка Ермилова Виктория Петровна
Группа (возрастная) подготовительная к школе группа
Домашний адрес: Самара, Самарская область, п. Придорожный Волжский район, ул. Подстепновская 4-5
Дата рождения 24.07.2011г.
Период адаптации прошла благополучно: не болела, быстро привыкла к детям и взрослым. В настоящее время в детский сад ходит с удовольствием. Виктория проживает с родителями. Жилищные условия хорошие. У ребенка есть все необходимое для жизни, развития и обучения.
Антропометрические данные в норме
Внимание устойчивое
Логическое мышление развито: не затрудняется в классификации предметов, в поиске закономерностей, ориентируется в схемах и лабиринтах, понимает ребусы и шарады.
Взаимоотношения с детьми группы хорошие, ровные.
Девочка спокойная, отзывчивая и уравновешенная. В игре с детьми всегда спокойна и уступчива. Проявляет инициативы к составлению сюжета, выбору ролей. В коллективные подвижные игры с правилами играет с удовольствием.
На занятиях Виктория дисциплинирована: поднимает руку, не перебивает детей, взрослых, внимательно слушает информацию. Девочка занимается по программе подготовительной к школе группы.
Развитие элементарных математических способностей соответствует возрасту. Не испытывает трудности в запоминании цифр. Знает и называет геометрические фигуры, может их классифицировать и преобразовывать. Владеет знанием последовательности дней недели, текущих месяцев, сезонов.
Изобразительная деятельность ребенка развита хорошо. Мелкая моторика — на среднем уровне. Виктория очень любит рисовать, разукрашивать.
Девочка любит конструировать постройки из конструктора, бумаги и природного материала.
Ребёнок очень любит трудиться. Она всегда готова всем помогать во всем. Предпочитает хозяйственно-бытовой труд. К трудовым поручениям относится ответственно, доводит начатое дело до конца.
Навыки самообслуживания сформированы в соответствии её возрасту: умеет самостоятельно одеваться, раздеваться, содержать свою одежду в чистоте, пользоваться платком, расчёской, столовыми приборами, застёгивать пуговицы, завязывать шнурки. Во время еды аккуратна.
Родители Виктории заинтересованы в развитии и воспитании ребенка. Выполняют все рекомендации педагогов.
Воспитатели: ____________Спирина Е.П.
____________Чувайченко И.О. Дата заполнения «___» «__________» 2018г.